Эксперт-Бухгалтер.РФ Консультации

Консультации: Имущество организаций: Учёт и Исчисление


Актуальный вопрос из практики, 3 Марта 2011
Учёт имущества стоимостью менее 40 000 рублей  
Обязательно ли и каким образом учитывать оборудование стоимостью менее 40000 руб. после фактического списания его стоимости в бухгалтерском и налоговом учете?
Юлия Костюкевич, Аудитор, 3 Марта 2011
Способы контроля за списанным, но эксплуатируемым имуществом стоимостью менее 40000 руб. правилами бухгалтерского учета не определены, поэтому организации вправе самостоятельно разработать способы учета этого имущества, основываясь на общих принципах бухгалтерского учета.
В соответствии с п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н активы, которые отвечают всем признакам основных средств, но стоимость которых за единицу менее лимита, установленного учетной политикой организации, могут учитываться в составе материально-производственных запасов. С 2011 лимит ограничение лимита составляет 40000 руб. Согласно ст. 256 НК РФ имущество стоимостью менее 40000 руб. не учитывается в составе амортизируемого имущества. Для имущества, принятого на учет до 01.01.2011 г., лимит стоимости составляет 20000 руб. как в бухгалтерском учете, так и для целей исчисления налога на прибыль.
 
Таким образом, организация вправе единовременно списывать на расходы стоимость учтенного в составе материально-производственных запасов и переданного в эксплуатацию имущества.
 
В ПБУ 6/01 обязывает организовать надлежащий контроль за движением этих объектов в целях обеспечения их сохранности в производстве и при эксплуатации. На практике это требование часто не соблюдается.
 
Необходимость учета списанных, но эксплуатируемых объектов возникает не только из-за требования нормативных актов. Если организация заинтересована в экономном и рациональном расходовании своих средств, то правильный учет списанных, но эксплуатируемых объектов позволит:
  • контролировать сохранность и исправность имущества, соблюдение правил эксплуатации имущества работниками организации;
  • документально подтверждать и обосновывать расходы на ремонт и эксплуатацию имущества, приобретение расходных материалов, приобретение нового аналогичного имущества;
  • обеспечить соответствие фактического наличия имущества и учетных данных при проведении инвентаризации и корректно учитывать результаты инвентаризации имущества;
  • при необходимости - предъявлять претензии лицам, виновным в порче, уничтожении или пропаже имущества, о возмещении ущерба, причиненного организации (ущерб в данном случае может выражаться в расходах на ремонт и восстановление имущества, досрочном приобретении аналогичного имущества).

Если организация не ведет учет списанного, но эксплуатируемого имущества, то последствиями могут быть: вероятность доказывания обоснованности расходов на ремонт и эксплуатацию неучтенного имущества; бесконтрольное приобретение нового имущества, аналогичного списанному, и вероятность доказывания обоснованности таких расходов; обязанность принять на учет неучтенное имущество, выявленное в качестве излишков в результате инвентаризации, и соответственно увеличить налогооблагаемые доходы; невозможность привлечения к ответственности лиц, виновных в порче и уничтожении имущества организации.
 
Способы контроля за списанным, но эксплуатируемым имуществом стоимостью менее 40000 руб. правилами бухгалтерского учета не определены, поэтому организации вправе самостоятельно разработать способы учета этого имущества, основываясь на общих принципах бухгалтерского учета. Унифицированные формы первичных документов по учету такого имущества не утверждены. Пунктом 5 ПБУ 6/01 определено, что данные активы могут учитываться в составе материально-производственных запасов. В правилах учета материально-производственных запасов изложенных в Положении по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. приказом Минфина РФ от 09.07.2001 г. № 44н, и Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. приказом Минфина РФ от 28.12.2001г. № 119н в действующей редакции, также нет конкретных указаний по организации учета списанного, но эксплуатируемого имущества. Исходя из общих требований указанных нормативных актов можно сделать вывод, что организация должна утвердить в учетной политике счет для учета данного имущества, формы первичных документов по учету имущества, правила документооборота. Отдельными приказами руководителя организации утверждаются:
  • перечень должностных лиц, ответственных за сохранность и эксплуатацию имущества;
  • нормы расхода (эксплуатации) имущества.

Первичными документами могут быть - карточка учета объекта (инвентарная карточка); акты о произведенном ремонте имущества; акты о признании имущества непригодным для дальнейшей эксплуатации; акты о выбытии имущества.
 
Нормы расхода (эксплуатации) могут устанавливаться исходя из данных изготовителя о сроках службы объекта, условиях эксплуатации (объем нагрузки, температурные факторы ит.п.). В некоторых ведомственных нормативных актах по бухгалтерскому учету даются рекомендации по учету такого имущества и приводятся образцы первичных документов. Например, в Приказе Минсельхоза РФ от 16.05.2003 N 750 "Об утверждении специализированных форм первичной учетной документации" утверждены формы первичных документов по учету инвентаря и хозяйственных принадлежностей, которые можно использовать в качестве основы для разработки своих первичных документов.
 
Учет списанных, но эксплуатируемых объектов стоимостью менее 40000 руб. может вестись на забалансовом счете. В Плане счетов, в редакции приказов Минфина РФ от 07.05.2003 г. № 38н, от 18.09.2006 г. № 115н, счет для учета подобного имущества не предусмотрен, но на практике встречается использование либо незадействованного счета (например, счет 006), либо открытие нового счета. В программе 1С для этих целей используется счет МЦ.04. Учет на забалансовом счете ведется по простой системе, т.е запись по счету делается без корреспонденции с каким-либо другим счетом. По дебету счета отражается поступление и наличие имущества, по кредиту - выбытие имущества. Имущество учитывается по номенклатуре, при необходимости - также по материально-ответственным лицам или в ином порядке, установленном организацией. Учет ведется по количеству. Стоимость для целей учета может отражаться в карточке данного объекта. В бухгалтерской отчетности данные об этом имуществе не отражаются, так как фактически стоимость их уже списана, и на информацию о финансовом состоянии организации дальнейший учет данного имущества влияния не оказывает.
 
В целях исчисления налога на прибыль расходы на содержание, ремонт и эксплуатацию данного имущества относятся к прочим расходам, о чем сообщается в письме Минфина РФ от 30 июня 2008 года N 03-03-06/1/37: "расходы на ремонт имущества, стоимостью менее 20000 рублей (например, мебель, компьютеры, оргтехника), удовлетворяющие критериям, предусмотренным статьей 252 Кодекса, могут учитываться в целях налогообложения прибыли как прочие расходы и признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат".








Другие консультации по запросу: Имущество организаций Налоги, сборы, взносы Учёт и исчисление Разделы налогообложения

Оценка имущества: Изменение балансовой стоимости
Нюргуяна, 1 Ноября 2013

В случае если Вы приняли решение о том, что будете производить переоценку, Вам следует ...

Елена Кашаева, Главный редактор сайта, 5 Ноября 2013
Возможно ли осуществление платежа налога с расчетного счета обособленных подразделений организаций в бюджет по местонахождению недвижимого имущества?
?????, 1 Июня 2004

... по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества, уплата налога с расчетных счетов структурных подразделений, не имеющих обособленного баланса, неправомерна ...

Л.Ф. Канарева, начальник отд пр. налоговых и неналоговых поступлений УМНС РФ по Краснодарскому краю, 1 Июня 2004
Возникает ли обязанность уплачивать налоги по месту нахождения здания в соседнем населенном пункте, если здание полностью сдается в аренду, и никакой иной деятельности в нем организация не осуществляет?
?????, 21 Ноября 2003

...В случае если по месту нахождения недвижимого имущества организации не оборудованы стационарные рабочие места, то обособленного подразделения у организации не возникает (п.2 ст.11 НК РФ).

А.И.Дыбов, Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета, 21 Ноября 2003

Объект

Относятся ли к имуществу, на которое распространяется льгота по налогообложению, здание гаража, пищеблока, грузовые автомобили ЗИЛ, используемые для нужд здравоохранения?
?????, 15 Июля 2004

... отдельно стоящие здания гаража и пищеблока, а также автомобили «ЗИЛ» к льготируемому имуществу не относятся ...

Заместитель руководителя УМНС России по Приморскому краю Советник налоговой службы Российской Федера, 15 Июля 2004

База

Каков порядок определения налоговой базы обособленных подразделений, реорганизованных в течение налогового периода?
?????, 25 Июля 2005

... следует учитывать норму статьи 45 НК РФ...

Лидия Свинцова, Советник налоговой службы РФ III ранга, 25 Июля 2005
Наша организация купила помещение в августе. Влияет ли дата покупки на расчет налога на имущество?
О. Переверзева, бухгалтер ООО "Спектр", 12 Июля 2005

... организация должна учитывать количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде нахождения объекта в собственности.

Н. А. Верижникова, главный госналогинспектор отдела работы с налогоплательщиками и СМИ, 12 Июля 2005
Что является базой для расчета налога на имущество организаций, в связи с введением в действие с 1 января 2004 г. главы 30 НК РФ?
?????, 1 Июня 2004

... в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения ...

Л.Ф. Канарева, начальник отд пр. налоговых и неналоговых поступлений УМНС РФ по Краснодарскому краю, 1 Июня 2004

Исчисление

ОС: Приобретение основных средств и включение их в расходы
Тая, 28 Ноября 2011

Таким образом, если Вы приобрели за счет кредитных средств некий инвестиционный актив, и не являетесь субъектом малого предпринимательства, проценты на его приобретение следует включать в его стоимость.

Юлия Палаз, Ведущий аудитор ООО "Кронверк-Аудит", 11 Января 2012
Наша организация купила помещение в августе. Влияет ли дата покупки на расчет налога на имущество?
О. Переверзева, бухгалтер ООО "Спектр", 12 Июля 2005

... организация должна учитывать количество месяцев в отчетном (налоговом) периоде нахождения объекта в собственности.

Н. А. Верижникова, главный госналогинспектор отдела работы с налогоплательщиками и СМИ, 12 Июля 2005
Как определить остаточную стоимость основных средств бюджетных учреждений в целях исчисления налога на имущество с 1 января 2004 года?
?????, 1 Июня 2004

... бюджетные учреждения для целей налогообложения должны определять остаточную стоимость основных средств исходя из их балансовой стоимости и величиной износа, исчисленного в конце каждого налогового (отчетного) периода в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета для бюджетных организаций

Л.Ф. Канарева, начальник отд пр. налоговых и неналоговых поступлений УМНС РФ по Краснодарскому краю, 1 Июня 2004
Организация уплачивает единый налог на вмененный доход, вместе с тем осуществляет иные виды деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии с общим режимом налогообложения, как исчислить налог на имущество организаций?
?????, 1 Июня 2004

... если налогоплательщик, используя имущество, находящееся на его балансе в предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход, а также иной деятельности, не может обеспечить раздельный учет имущества, то указанное имущество подлежит обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке

Л.Ф. Канарева, начальник отд пр. налоговых и неналоговых поступлений УМНС РФ по Краснодарскому краю, 1 Июня 2004
Дополнительно к этой консультации

 

 
Имущество организаций: Учёт и Исчисление