Эксперт-Бухгалтер.РФ Консультации

Консультации: Транспортный налог: Отчетность


А. И. Гаврютина, Начальник отдела налогообложения физических лиц УМНС РФ по Орловской области, 21 Октября 2003
ПРЕСС-РЕЛИЗ к пресс-конференции «Изменения в Законе Орловской области «О транспортном налоге»  
Федеральным законом от 24.07.2002г. №110-ФЗ с 1 января 2003 года введен транспортный налог. На основании данного Закона Орловским областным Советом народных депутатов принят Закон Орловской области от 26.11.2002г. №289-ОЗ «О транспортном налоге». Дважды в текущем году вносились изменения в принятый Закон Орловской области – 15.04.2003г. и 26.09.2003г., соответственно № 321-ОЗ и №349-ОЗ. В первом изменении от 15.04.03 г. раздел по льготам пополнился отдельными пунктами. В частности, освобождены от налога организации и предприниматели, занимающиеся производством сельхозпродукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более %, (по грузовым автомобилям общего назначения, бензовозам и спецмашинам ветеринарного назначения). Герои Советского Союза, Герои Соцтруда, Герои Российской Федерации, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, освобождены от уплаты транспортного налога, но эта льгота предоставляется только за одну единицу транспортного средства. Пенсионеры - владельцы мототранспорта и легкового автотранспорта с мощностью двигателя не более 100 л.с., должны уплачивать 50% налога также за одну единицу транспортного средства. Изменением от 26.09.2003 г. установлено, что пенсионеры-владельцы мототранспорта и автотранспорта с мощностью двигателя до 100 л.с. освобождаются от уплаты транспортного налога на 50% за одну единицу транспортного средства, включая грузовой автотранспорт, а не только за легковой автотранспорт, как было принято ранее. Законодательно закреплено, что граждане самостоятельно подтверждают документами право на льготу. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога по инициативе налогоплательщика производится налоговыми органами с месяца, в котором возникло это право. Уплата налога производится по месту нахождения транспортных средств до 1 сентября текущего года вместо ранее установленного срока – 1 июля. Уплата окончательной суммы налога физическими лицами за истекший налоговый период производится не позднее 15 февраля года, следующего за налоговым периодом, на основании нового налогового уведомления. Положения настоящего пункта применяются в случае, если сумма налога, подлежащая доплате по истечении налогового периода, больше нуля. В данном абзаце упоминается два срока, разницу между которыми, возможно, на слух гражданам сложно уловить. Следует разъяснить, что исчисленная в полученном налоговом уведомлении сумма авансового платежа налога за транспортное средство, зарегистрированное по состоянию на 31 декабря истекшего налогового периода, например - 2002 года, должна быть уплачена до 1 сентября 2003 года. В случае неуплаты налога с 1 сентября, т.е. после установленного Законом срока уплаты, начисляется пеня за каждый день просрочки платежа в размере 1/300 ставки рефинансирования (с 21.06.03 она составляет 16%). Например, 500руб.*0,05/100*30 дней=7руб.50коп. Налог * 16/300/100 * месяц=пеня за сентябрь По сроку 15 февраля года, следующего за налоговым периодом, уплачивается налог за транспортные средства, зарегистрированные или снятые с учета в течение истекшего налогового периода, на основании нового налогового уведомления. Это положение можно прокомментировать следующим образом:
  • Физическим лицам, у которых на 1 января текущего года имелось транспортное средство и с ним не производилось никаких сделок, следует уплатить налог до 1 сентября т. г. На этом взаимоотношения с бюджетом по уплате транспортного налога за текущий год прекращаются.
  • Физические лица, которые в течение налогового периода сняли транспортное средство с учета в ГАИ в связи с его отчуждением (продажей, дарением и т.д.) и при этом заплатили налог, вправе обратиться в налоговый орган в течение налогового периода с просьбой произвести перерасчет налога исходя из количества месяцев нахождения у него транспортного средства и получить возврат излишне уплаченного налога. Если транспорт снят с учета после 1 января, и если гражданин даже и не обратился в налоговый орган, то окончательный перерасчет причитающегося к уплате налога производится налоговым органом в течение года при получении сведений о снятии транспорта с учета по данным ГАИ.
  • Физические лица, которые наоборот не имели транспорт на 1 января текущего года, а затем в течение года приобрели его и на 1июня не получили налогового уведомления, должны заплатить налог за время нахождения у него транспортного средства в истекшем году до 15 февраля следующего года.
Закон о втором изменении распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года. Это положение существенно важно для пенсионеров - владельцев грузового автотранспорта с мощностью двигателя до 100 л.с. Ранее льгота на 50% для пенсионеров предоставлялась лишь по мототранспорту и легковому автотранспорту за одну единицу транспортного средства с мощностью двигателя не более 100 л.с. Теперь пенсионер, имеющий и легковой, и грузовой автотранспорт, имеет право на освобождение на 50% и по грузовому автотранспорту с мощностью двигателя до 100 л.с., но только по одному объекту из имеющихся транспортных средств. Пенсионеры могут обратиться в налоговые органы с просьбой сделать перерасчет предъявленного налога за грузовой автотранспорт с мощностью двигателя до 100 л.с. с 1 января 2003 года. Для справки: ставка налога за легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. – 5 руб., а за грузовые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. – 20 руб. на одну л.с. мощности двигателя. По данным регистрирующих органов ГАИ УВД по Орловской области, в области зарегистрировано около 150,0 тыс. транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Из полученной от ГАИ базы данных по владельцам транспортных средств по третьей части сведений отсутствовали адреса места жительства владельцев транспортных средств, не указан тип транспортного средства и мощность двигателя, т.е. сведения о транспортных средствах представлены не в полном объеме. Работниками налоговых органов проводится огромная работа по уточнению данных о транспортных средствах на основании имеющейся картотеки регистрирующих органов, данных госреестра, каталогов и справочников о мощностях двигателей транспортных средств и другого контрольного материала. По данным регистрирующих органов ГАИ УВД по Орловской области, в области зарегистрировано около 150,0 тыс. транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Налоговыми органами области учтено около 102,0 тыс. владельцев транспортных средств, налог исчислен в сумме около 76,4 млн. руб. По состоянию на 15.10.2003 года транспортный налог поступил в сумме 93 млн. руб., в том числе от физических лиц – 39,2 млн. руб., или 42,2% от исчисленной суммы. Сдерживающим фактором своевременного и полного поступления в бюджет транспортного налога послужила информация о предполагаемом переносе срока уплаты налога, а также продолжающаяся работа по уточнению базы данных о владельцах транспортных средств. Проблемой остается длительный процесс уточнения представленной ГАИ базы данных. В настоящее время всем недоимщикам рассылаются требования об уплате налога, после этого на нарушителей налогового законодательства материалы будут направляться в судебные органы.







Другие консультации по запросу: Транспортный налог Налоги, сборы, взносы Отчётность Разделы налогообложения

В полученном уведомлении на уплату транспортного налога указаны неверные сведения. Что делать в этом случае?
?????, 25 Октября 2004

... необходимо обратиться в соответствующий налоговый орган ...

Лидия СВИНЦОВА, заместитель начальника отдела Управления МНС России по Липецкой области., 25 Октября 2004
Новое в исчислении и уплате транспортного налога
П. В. Фисенко, зам. руководителя УМНС России по Краснодарскому краю, 19 Марта 2004
Налоговая отчетность
П. В. Фисенко, зам. руководителя УМНС России по Краснодарскому краю, 19 Марта 2004

 

 
Транспортный налог: Отчетность