Эксперт-Бухгалтер.РФ Консультации

Консультации: НДС: Налог на добавленную стоимость


?????, 25 Ноября 2010
Трудовые книжки: Как учитывать передачу трудовой книжки сотруднику, который впервые устраивается на работу?  
Елена Кашаева, Главный редактор сайта, 25 Ноября 2010
Учитывая невысокую стоимость трудовых книжек, рекомендуем учитывать мнение Минфина РФ
В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Согласно п. 46 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 изготовление бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и обеспечение ими работодателей на платной основе осуществляются в порядке, утверждаемом Министерством финансов Российской Федерации.

Бланки трудовой книжки и вкладыша в нее имеют соответствующую степень защиты.

В соответствии с п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 при выдаче работнику трудовой книжки или вкладыша в нее работодатель взимает с него плату, размер которой определяется размером расходов на их приобретение.

В соответствии с п. 11 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 №656 "О трудовых книжках рабочих и служащих", трудовые книжки относятся к бланкам строгой отчетности.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 №94н, данные о движении бланков трудовой книжки и вкладыша в нее учитываются на счете 006 "Бланки строгой отчетности".

Согласно Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, и Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, расходы организации по приобретению бланков трудовой книжки и вкладыша в нее относятся к прочим расходам, а плата, взимаемая работодателем с работника при выдаче ему трудовой книжки и вкладыша в нее, - к прочим доходам.

В соответствии с разъяснениями Минфина РФ выдача работникам трудовых книжек или вкладышей в них для целей обложения налогом на добавленную стоимость является реализацией товаров и подлежит обложению этим налогом в общеустановленном порядке (Письма от 06.08.2009 N 03-07-11/199, от 27.11.2008 N 03-07-11/367, от 26.09.2007 N 07-05-06/242, от 13.06.2007 N 03-07-11/159).

Однако существует противоположная позиция, отраженная например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.03.2007 N А56-44214/2006, где указано, что, взимая плату со своего работника за выдаваемую ему трудовую книжку в сумме, соответствующей той, за которую трудовая книжка была приобретена, общество фактически осуществляло возмещение затрат на ее приобретение, что не является реализацией товаров.

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая невысокую стоимость трудовых книжек, рекомендуем учитывать мнение Минфина РФ, поскольку противоположное Организации придется отстаивать в суде.

Выбранный вариант учета трудовых книжек для целей обложения налогом на добавленную стоимость организации имеет смысл зафиксировать в учетной политике.

При этом бухгалтерские проводки по учету переданной трудовой книжки работнику будут следующими:

  • Дт 10 Кт 60 – 140 руб. – приобретение трудовой книжки
  • Дт 91-2 Кт 10 – 140 руб. – списание стоимости трудовой книжки при передаче сотруднику
  • Дт 91-2 Кт 68 – 25,2 руб. – начисление НДС на сумму переданной трудовой книжки сотруднику
  • Дт 73 Кт 91-1 – 165,20 руб. – передача трудовой книжки сотруднику.








Другие консультации по запросу: НДС Налоги, сборы, взносы

Дополнительно к этой консультации

 

 
НДС: Налог на добавленную стоимость